То, что телефоны “слушают” своих владельцев, а потом подкидывают им рекламу на тему недавних разговоров, замечали пользователи разных возрастов, достатка, социального статуса в разных точках мира.
Кто-то объясняет этот факт мистикой, кто-то паранойей владельцев смартфонов, но факт остается фактом: стоит обсудить ту или иную проблему рядом с телефоном, и оп! – жди контекстную рекламу на заданную тему!
Эту гипотезу в разное время проверяли крупные агентства по безопасности в разных странах.
Смартфоны прослушивают своих владельцев, и это легко проверить — к такому выводу пришел доктор Питер Ханнэй, эксперт по кибербезопасности и бывший лектор Университета Эдит Коуэн. Он утверждает, что смартфоны “пробуждаются” для слежки и шпионажа с помощью слов-триггеров: “окей, Google” или “привет, Siri”.
“Очнувшийся” гаджет записывает фрагмент разговора и отправляет его приложениям, которые установлены на смартфоне, например, Facebook или Instagram.
“Периодически аудио-фрагменты ваших разговоров отправляются на серверы других компаний, но пока нет точного понимания, на какие именно триггеры реагирует смартфон”, – заявил Ханнэй.
Он добавил, что сторонние приложения запрашивают у пользователя разрешение на использование микрофона и периодически его включают.
Поэтому, если вас беспокоит конфиденциальность ваших разговоров, не пользуйтесь аудио-поиском на своем гаджете и по возможности не разрешайте приложениям и программам использовать микрофон и камеру вашего устройства.
Марк Шерман из коммуникационного агентства B&C также дает несколько советов по безопасному использованию телефонов:
“Не обсуждайте рядом с телефоном конфиденциальную информацию. Не затрагивайте темы личных финансов, не озвучивайте суммы сделок, воздержитесь от обсуждения информации о предстоящих поступлениях денег на счета и карты”.
В «Лаборатории Касперского» уверены, что у большинства россиян имеется шпионское программное обеспечение в смартфоне. Установить, заражено ли устройство софтом для прослушивания, непросто, но обезопасить себя от незаконной прослушки можно, соблюдая ряд нехитрых правил:
- Не передавайте телефон третьим лицам;
- Не оставляйте гаджеты без присмотра;
- Не переходите по неизвестным ссылкам;
- Проверяйте установленные на смартфоне приложения и отключайте их во время конфиденциальных переговоров.
При подозрениях на прослушку вы вправе обратиться с заявлением в правоохранительные органы.
Проект “Защита потребителя” реализуется ВРОО “Практика” при поддержке Фонда президентских грантов. Бесплатную консультацию юриста потребители могут получить по телефону горячей линии +7920 920 25 15.