За время 1-го этапа реализации проекта, который был начат 1 декабря 2017 года при грантовой поддержке Фонда президентских грантов был создан центр бесплатной правовой помощи потребителям.
Он открылся по адресу ул. Офицерская, 9-а, здесь на постоянной основе по графику по вторникам и четвергам с 12 до 18 часов, а также в другие дни по предварительной записи сотрудники проекта ведут личный прием.
Консультационная помощь и помощь в написании претензий в адрес недобросовестных производителей, изготовителей, продавцов является бесплатной для всех категорий граждан. Судебная защита на безвозмездной основе предоставлена потребителям из социально незащищенных категорий населения.
Начиная с декабря 2017 года было дано 236 консультаций потребителям Владимира и Владимирской области, в том числе на личном приеме 102, составлено 58 документов, в т.ч. 33 претензии и 13 исковых заявлений в суд, а также 12 жалоб и других документов в госрганы в целях защиты прав потребителей.Юридическое консультирование с составлением претензий сотрудники проекта проводили как в офисе организации, так и на выездных приемах в г.г.Владимир, Киржач, Камешково.
Благодаря помощи сотрудников и волонтеров проекта было выиграно 5 судебных дел в защиту потребителей из социально незащищенных категорий населения. Сотрудники проекта приняли участие в качестве представителей в 6 судебных заседаниях.
Просветительская работа на 1-м этапе реализации проекта заключалась в проведении семинаров для разных групп населения по вопросам защиты прав потребителей, проведении прямых эфиров, тематических горячих линий и выступлений в региональных СМИ. Сотрудники проекта приняли участие в 6 прямых эфирах на радио ГТРК Владимир — 2, ГТРК «Владимир» — 1, ТРК «Губерния33» — 1, Радио «Комсомольская правда» — 1, ТРК «Вариант» — 1. Было опубликовано и выдано в эфир более 30 материалов в СМИ о реализации проекта и актуальных проблемах защиты прав потребителей в регионе.
Проведено 11 семинаров и лекций, в т.ч. для пенсионеров (Владимирское отделение Союза пенсионеров России – 3 семинара), предпринимателей ЦУМа «Валентина»- 1 семинар, студентов Владимирского филиала РАНХиГС, строительного, технологического, экономико-технологического колледжей в г. Владимире, студентов машиностроительного колледжа в г. Киржаче, населения в Киржаче. Всего в них приняли участие 317 человек.
Сотрудниками проекта совместно с партнерами проведены 4 горячие линии на темы «Новогодние продажи»: как купить подарки и не попасть впросак», «Дистанционная торговля и права потребителя» (совместно с ФБУЗ Роспотребнадзора «Центр гигиены и эпидемиологии во Владимирской области»), «Автострахование и права потребителя» (совмеместно с автоюристом Ольгой Мазеиной), «Защита прав потребителей в сфере туризма» (совместно с ФБУЗ Роспотребнадзора «Центр гигиены и эпидемиологии во Владимирской области»). К сожалению, несмотря на анонсирование горячих линий через СМИ (в сотрудничестве с пресс-службой администрации г. Владимира
Совместными усилиями трех организаций по защите прав потребителей («Народный контроль», «Практика» и ВРО Молодежного союза юристов) была организована работа единой «горячей линии для потребителей» по телефону 8 920 920 25 15. Она начала работу с 3 декабря 2017 года. Профессиональные юристы консультируют потребителей с 9 до 18 часов ежедневно в рабочие дни (в реальности — практически без ограничений времени,и в выходные дни). За время реализации 1-го этапа проекта на горячую линию в нашу организацию поступило 97 звонков, обратившимся даны консультации.
Тематика обращений чаще всего связана с вопросами:
— торговля-84% (в том числе продовольственные товары- 15% (надлежащего качества и товары с истекшими сроками годности),
остальные обращения связаны с продажей непродовольственных товаров (возврат товаров надлежащего качества, обмен , ремонт и возврат товаров ненадлежащего качества, в том числе и технически-сложных),
— бытовые услуги — 10% (изготовление конструкций из металлопластика и ПВХ (окна, двери), изготовление мебели и гарнитуров, изготовление линз и очков)
— оказание услуг сотовой связи — 1,0%
— долевое строительство- 1%
— услуги ЖКХ- 3%
— медицинские услуги-1%
— финансовые услуги — 0,5%
— автострахование — 0,5
— прочие -0,5% (кадастровые работы).
В январе-феврале был сформирован волонтерский корпус из студентов двух юридических факультетов вузов — Владимирского государственного университета и Владимирского филиала РАНХиГС. Волонтеры приняли участие в 5 обучающих семинарах по потребительской медиации, занятия и тренинги проводила руководитель Владимирской региональной ассоциации медиаторов (ВРАМ) Фомина Елена Вячеславовна, юрист Евгений Соловьев, сотрудники и волонтеры проекта.
Помещения для проведения тренингов на безвозмездной основе были предоставлены Владимирским филиалом РАНХиГС. Сейчас обучение волонтеров подходит к завершению, у них начались стажировки по проведению медиаций совместно с сотрудниками проекта и участие в личных приемах.
Сотрудниками проекта развивается такое новое для региона направление как потребительская медиация в партнерстве с ВРАМ. В отсутствии опыта внедрения такого вида медиации и необходимой законодательной базы во многом приходится вырабатывать подходы и «правила игры», этический кодекс регионального сообщества в этом направлении. Диалог о развитии потребительской медиации сотрудники проекта вели и другими НКО, и с предпринимателями на встречах и семинарах.
Сотрудники проекта и волонтерв выезжали вместе с потребителями для проведения медиативных процедур, часть претензий удалось удовлетворить или найти компромисс между потребителем и продавцом путем телефонных переговоров. Всего проведено 20 медиаций, из них разрешено 6 потребительских споров.
Приглашаем всех потребителей для получения консультаций обращаться к нам по телефону постоянно действующей «горячей линии» 8 920 920 25 15.
Проект «Защита потребителя реализуется с использованием средств гранта президента РФ.