Советы потребителю: Если случайно разбили товар.

Сегодня на «горячую линию для потребителей» 8 920 920 25 15 позвонил потребитель из Гусь-Хрустального, которого в одном из продуктовых магазинов пытались заставить оплатить стоимость бутылки вина, которую тот задел при попытке достать другой товар с верхней полки витрины. После консультации с юристом нашего проекта спорная ситуация была улажена в пользу потребителя: администратор магазина принес извинения и отказался от неправомерных требований. Мы же хотим дать Вам несколько советов.

Пояснения дает руководитель проекта «Защита потребителя» ВРО Молодежного союза юристов РФ Татьяна Кузьмина:

— Риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит на покупателя с момента, когда продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю. Это происходит в момент выдачи кассового или товарного чека. До этого момента все риски, связанные со случайной гибелью или повреждением товара, лежат на собственнике данного товара, т.е. на продавце.

Заставить вас оплатить разбитый товар магазин может только в судебном порядке, если докажет, что вы нанесли ущерб умышленно. Если продавец в момент инцидента обвиняет вас в таком умысле, напомните ему, что все это нужно ещё доказать в суде. Главное — настаивать на том, что данный товар стоял неудобно и вы абсолютно случайно его задели.

Давайте разберем случаи, когда прав покупатель, а когда магазин.

Виновен покупатель

  • если вы взяли в руки товар и выронили его и разбили;
  • если к порче товара привело ваше «неестественное» поведение в торговом зале (бег, драки, нахождение в состоянии алкогольного опьянения и т.п.);
  • если вы намеренно разбили тот или иной товар (например, взяли в руки бутылку дорого виски и со словами «вот вам, буржуи» со всего размаху кинули бутылку об стену);

В этих случаях вы причинили магазину ущерб по своей вине и необходимо его возместить.

Виновен магазин

  • если в торговом зале узкие проходы, которые не отвечают нормам, или же эти проходы заставлены коробками, другим товаром;
  • если товар расположен на стеллаже неустойчиво, и взяв одну банку, вы разрушили «всю конструкцию»;
  • если в магазине мокрый пол, и вы испортили товар поскользнувшись;
  • если товар разбился, упав с ленты на кассе;

В этих случаях вина полностью лежит на магазине, и никто не вправе требовать с вас возмещения ущерба.

КАК СЕБЯ ВЕСТИ В СПОРНОЙ СИТУАЦИИ

  1. Вызвать администратора, разъяснить ситуацию.
  2. Если с вас требуют оплаты поврежденного товара, напишите жалобу в Книгу жалоб, а также попросите составить акт о порче товара, в котором обязательно напишите свое объяснение, например, что в проходе был мокрый пол или ширина прохода не соответствует нормам. Кстати, очень часто небольшие продуктовые магазины не соблюдают эти нормы.
  3. Сообщите, что вы не намерены оплачивать стоимость товара, и если администрация настаивает, она может потребовать возмещения через суд. Вы имеете на это полное право.
  4. Постарайтесь заручиться поддержкой двух свидетелей, которые смогут подтвердить вашу позицию, если дело дойдет до суда. В качестве доказательства в суде могут также быть использованы записи камер видеонаблюдения, но магазин их предоставит, скорее всего, только если будет на 100% уверен в своей правоте.

БЫВАЮТ СЛУЧАИ, КОГДА

  • под предлогом составления акта о порче товара у покупателя забирают паспорт и не отдают его, используя как залог. Смело требуйте вызова полиции, т.к. требовать документы могут только сотрудники милиции, но никак не продавцы или охранники.
  • охранник не выпускает вас из магазина, пока не оплатите товар. Вежливо сообщите охраннику, что вы готовы возместить ущерб, но только после того как ваша вина будет доказана судом. Напомните ему о существовании статьи 203 Уголовного кодекса РФ, которая предусматривает наказание в виде лишения свободы на срок до семи лет за превышение полномочий служащими ЧОП.

Чем регламентировано?

  • Статья 459 ГК РФ «Переход риска случайной гибели товара»: «Если иное не предусмотрено договором купли-продажи, риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит на покупателя с момента, когда в соответствии с законом или договором продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю.»
  • Статья 493 ГК РФ «Форма договора розничной купли-продажи»: «… договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара. …»
  • Статья 7.17. КоАП РФ «Уничтожение или повреждение чужого имущества»: «Умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, если эти действия не повлекли причинение значительного ущерба, — влечет наложение административного штрафа в размере от трехсот до пятисот рублей.» [!] Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ) предусматривает ответственность за умышленное уничтожение и повреждение чужого имущества.

Проект «Защита потребителя» реализуется ВРО МСЮ РФ на средства гранта Президента РФ, предоставленного Фондом президентских грантов. В рамках проекта профессиональные юристы и волонтеры проекта оказывают бесплатную юридическую помощь всем потребителям Владимирской области:  консультации, составление претензий, досудебное урегулирование конфликтов, а также судебная защита льготных категорий населения

Личный прием потребителей проводится по вторникам и четвергам с 12 до 18 часов по адресу: ул. Офицерская, 9-а. Телефон для записи: 8 920 920 25 15


Warning: A non-numeric value encountered in /var/www/u1820165/data/www/potreb33.ru/public_html/wp-content/themes/msu/includes/wp_booster/td_block.php on line 1008