Жительница Владимира заплатила московским риэлторам 9000 за СМС вместо подбора квартиры

Про аферы со съемными квартирами опубликованы сотни статей, сняты десятки сюжетов, написаны тысячи комментариев в социальных сетях. Казалось бы, все способы известны. Читай, учись на чужих ошибках и не повторяй их. Но, к сожалению, и вполне легальные и вроде бы респектабельные риэлторские агентства изобретают изощренные схемы отъема денег у неискушенных клиентов. Даже специалисты, имеющие обширную судебную практику, считают, что к таким ситуациям с юридической стороны не подобраться.

К экспертам проекта «Защита потребителя» обратилась жительница Владимира, которая пыталась снять жилье в Москве. Мы считаем, ее опытом непременно надо поделиться, возможно, кого-то эта история предостережет от типичных ошибок.

“На сайте “ДомКлик” я нашла объявление о сдаче квартиры, которая меня полностью устроила”, рассказывает Ольга. “Я связалась с контактным лицом, им оказался представитель агентства недвижимости “Теплый дом”. Мне объяснили, что если я хочу забронировать эту квартиру и остановить ее показы, мне нужно оплатить услуги агентства по договору публичной оферты. Я согласилась. Стоимость услуг составила 9 тысяч рублей.

Со слов Ольги, чтобы забронировать за собой именно эту квартиру, по настоятельной просьбе менеджера Анны она оплатила 9000 руб. по реквизиты ООО «Ассоциация риэлтеров» через Сбер-Онлайн.

“Анна меня заверила, что хозяйка квартиры ждет меня завтра утром, и пообещала прислать контакты собственницы для связи. Я приехала в Москву …и узнала, что квартира не сдаётся. “

“Анна обещала, что в случае отказа мне вернут деньги. Но вместо обещанного возврата мне стали предлагать другие варианты. Я наотрез отказалась. Мне все же прислали три «варианта для просмотра». От безнадеги я решила прозвонить их. Оказалось, две квартиры не сдаются вообще, а третья сдавалась за высокую цену и не в том районе.»

“В дальнейшем мне еще несколько раз скидывали номера телефонов собственников, якобы сдающих жилье. Но либо квартиры не сдавались, либо владельцы не отвечали на мои звонки, либо я не успевала перезвонить в течение 30 минут после получения информации (такой пункт был в договоре с АН “Теплый дом”). Я поняла, что квартиру в этом риэлторском агентстве я не сниму, и в надежде вернуть деньги попыталась переговорить с руководством агентства”.

Из ответа на свою претензию, который наша клиентка получила от агентства, стало ясно, что это, по сути, информационный центр. Он не оказывает традиционных риэлторских услуг по сопровождению клиента на показах и подборе жилья. Его функции сводятся к поиску в открытых источниках объявлений о сдающихся квартирах. Это просто посредники, которые находят информацию и скидывают телефоны владельцев своим клиентам. При этом они считают обязательства по договору оферты выполненными и даже не удосуживаются проверить, актуально ли объявление. А для привлечения клиентов среди самых новых всегда очень соблазнительные варианты квартир – с прекрасным ремонтом и по очень низкой цене, как приманка.

Позиция агентства такова: ”Обязанность Оператора заключается лишь в предоставлении контактных данных для Пользователя, а не в обязанности заключить с Пользователем договор найма либо аренды жилья и вселить его в подходящее жилое помещение. На основании изложенного, АН “Теплый дом” вынуждено отказать вам в удовлетворении претензии по существу”

Евгений Соловьев, юрист проекта «Защита потребителя» ВРОО «Практика» советует не верить в объявлениях ценам, которые значительно ниже рыночных и не спешить:

“В данном случае главная ошибка потребителя в том, что она не ознакомилась с условиями публичной оферты, которые размещены на сайте организации.

“Когда вам присылают документ, в котором говорится, что вы соглашаетесь с условиями публичной оферты или условиями договора, вы обязательно должны с ним ознакомиться. Ведь правила и услуги, прописанные в договоре, могут оказаться крайне невыгодными.

В случае, который мы разбираем, формально договор был исполнен. Другое дело, что подлинность предоставленных данных никак не подтверждается и никак не опровергается. Доказать, что менеджер вводил в заблуждение трудно – вряд ли кто-то записывает такие разговоры на диктофон. Поэтому главный совет: читайте договоры прежде, чем их подписывать, и обращайте внимание на то, какой именно товар или услугу вы оплачиваете. Не поддавайтесь эмоциям, не бойтесь потерять выгодное предложение: квартиру, тур, приз, скидку и так далее. Теряя бдительность, вы теряете и свои деньги!”

Кстати, квартира, о которой шла речь в нашем рассказе до сих пор предлагается в аренду. В первом случае квартиру сдает частное лицо, во втором АН “Риэлт-Престиж”. Сколько еще людей, нуждающихся в жилье, попадутся на эту удочку?

 

Проект «Без обмана» реализуется ВРОО «Практика» при поддержке Фонда президентских грантов. Бесплатную консультацию юриста потребители могут получить по телефону горячей линии +7920 920 25 15.