Сотовая связь стала одним из самых популярных инструментов мошенников. Обычный телефонный звонок дает им возможность дотянуться практически до каждого жителя России, имеющего банковские карты и счета, совершающего покупки или платежи в интернете. И если вам до сих пор не позвонили, значит обязательно позвонят.
Для контакта со своими жертвами мошенники чаще всего используют базы данных, которые либо были плохо защищены, либо украдены злоумышленниками.
Как правило, мошенник имеет необходимый минимум знаний о вас. Ему известны ваше имя, отчество и фамилия. Он точно знает, что вы владеете банковской картой или счетом.
Обладая этим небольшим запасом, преступники пытаются манипулировать вашим сознанием и применять методы социальной инженерии.
Метод психологической манипуляции применяется для получения еще большей информации о вас. Наводящие или уточняющие вопросы, спокойный вкрадчивый голос и тон, а иногда наоборот напористый монолог с большей долей вероятности заставляют собеседника раскрыть конфиденциальную информацию.
Мошенники в постоянном поиске. Он регулярно обновляют свои методы и приемы.
Если совсем недавно в реализации преступных сценариев принимал участие один человек. Но уже в этом году вы можете подвергнуться атаке со стороны сразу двух, а то и трех мошенников последовательно, что убедит вас в реальности происходящего.
Сегодня мошенники притворяются не только представителями банков. Они могут отрекомендоваться специалистами УВД, прокуратуры и других ведомств.
Выглядит это так: вам звонит якобы сотрудник банка. Он предупреждает о попытке оформления неизвестным лицом кредита на ваше имя. Далее злоумышленник убеждает вас в необходимости самостоятельно оформить кредит онлайн на ту же сумму, обналичить поступившие на банковскую карту деньги и перечислить их на так называемый резервный счет для мгновенного погашения кредита.
Вы сомневаетесь, не верите, и тогда поступает звонок с другого номера. Человек на том конце телефона представляется сотрудником милиции, следственных органов, прокуратуры и полностью подтверждает слова “специалиста банка”.
Бывает и наоборот, сначала вам звонит лже-полицейский и огорошивает вас сообщением о заведенном по факту попытки хищения средств уголовном деле. “Правоохранитель” требует явиться для дачи показаний, а когда вы начинаете сомневаться, переключает вас на “сотрудника банка”, который подтверждает все сказанное и доводит преступный умысел до конца.
При помощи этой схемы у граждан России было похищено более 6,7 млн руб.
Помимо сложных сценариев “развода граждан на деньги” мошенники используют современные средства связи и информации, например автоматизированные системы оповещения.
Сегодня около 30% мошеннических звонков проходит с применением роботов.
Из них 10% — с использованием робота в начале диалога, 20% — в конце разговора, чтобы жертва могла сообщить без подозрений конфиденциальные сведения, которые доступны только клиенту. Автоматизированный помощник мошенников может запрашивать код подтверждения совершения банковской транзакции из СМС.
По мнению экспертов, преимущество роботов-автоинформаторов заключается в том, что они вызывают доверие жертвы и, как следствие, повышают результативность мошеннических действий.
При необходимости получения конфиденциальной информации робот помогает ввести клиента в заблуждение, убедить в том, что жертва сообщает код не сотруднику банка, а защищенной системе. Злоумышленники подкрепляют эту схему психологическими приемами, и перед переключением на робота напоминают жертве, что нельзя сообщать секретные коды и другую конфиденциальную информацию сотрудникам банка, а автоматизированной системе идентификации — можно.
Иногда телефонные мошенники используют технологии deepfake. Это позволяет им попросить у вас денежной помощи голосом близкого человека. Несмотря на то, что для массового мошенничества такой сценарий достаточно сложен, для таргетированных атак (когда злоумышленник охотится на конкретного человека) он подходит.
В 2019 году генеральному директору британской компании «позвонил» немецкий коллега и попросил перевести третьей стороне $ 243 тыс. Качество подделки было настолько хорошим, что злоумышленник подозрений не вызвал. Это был первый зафиксированный случай мошенничества с deepfake.
Злоумышленники постоянно совершенствуют уже имеющиеся и активно используемые схемы мошенничества по телефону, придумывая все более трудные для распознания способы обмана.
Из-за массовости и большого внимания общественности, срок жизни таких сценариев сокращается, а из нетипичных они быстро превращаются в типовые.
Конечно, чем больше людей знает о преступных схемах, тем меньше шансов у телефонных мошенников. Идеальный способ защиты – просто прекратить разговор с собеседником, личность которого вызывает подозрение. И уж конечно, не стоит совершать операции по инструкциям, которые вы получили в ходе разговора.
Если вы сомневаетесь в добрых намерениях звонящего, лучше завершить звонок и перезвонить по номеру телефона банка или мобильного оператора (в зависимости от того, кем представился звонящий). При этом следует помнить, что ни сотрудники банка, ни другие третьи лица не могут запрашивать важную конфиденциальную информацию по телефону, в связи с чем звонки с соответствующей просьбой вероятнее всего являются мошенническими.
При поступлении подозрительного звонка или СМС рекомендуется незамедлительно обращаться по номеру МВД России 8-800-222-74-47 или в полицию по номеру 02/102 и не реагировать на просьбы мошенников.
Остались вопросы? Пишите, звоните, записывайтесь на прием!
Проект “Без обмана” реализуется ВРОО “Практика” при поддержке Фонда президентских грантов. Бесплатную консультацию юриста потребители могут получить по телефону горячей линии +7920 920 25 15.