Представьте ситуацию: вы заказали какой-либо товар и заранее оплатили его. А к моменту поставки либо охладели к покупке, либо по какой-то иной причине не хотите забирать ее.
В такой ситуации многие предпочитают просто игнорировать сообщения от продавца с просьбой забрать доставленное, а через некоторое время требуют возврата уплаченных средств. Но прав ли потребитель в этом случае? Далеко не всегда.
Если покупатель и продавец заключили договор поставки, являющийся разновидностью договора купли-продажи, то в этом документе каждая из сторон берет на себя определенные обязательства. Для исполнителя это поставка товара нужного качества в оговоренные сроки. Но и обязанности покупателя по договору – это не только оплата заказа, но и его приемка.
Гражданский кодекс дает покупателю возможность расторгнуть договор и отказаться от товара, если сроки поставки неоднократно срывались, или сам товар пришел с недостатками, которые не могут быть устранены. Тогда у клиента есть все основания потребовать свои деньги назад.
Однако если покупатель не принимает товар безо всяких причин, то закон встает уже на сторону продавца и дает ему право требовать денег или не возвращать их, если товар уже был оплачен. Более того, продавец-поставщик даже может потребовать от клиента компенсации понесенных убытков — например, если ему пришлось платить за хранение товара на складе.
Конечно, если речь идет о ходовом товаре, на который легко найти нового покупателя, продавцу проще смириться с отказом, вернуть деньги и пустить товар в оборот снова. Так поступают, например, онлайн-магазины одежды и обуви. Но если вы заказываете что-то “штучное”, лучше заранее подумать, нужна ли вам такая покупка. А при любом изменении ситуации — немедленно связываться с продавцом, чтобы найти устраивающее обе стороны решение.
Проект “Защита потребителя” реализуется ВРОО “Практика” при поддержке Фонда президентских грантов. Бесплатную консультацию юриста потребители могут получить по телефону горячей линии +7920 920 25 15.