Магазинам запретили навязывать дополнительные товары и услуги

    Начинаем рабочую неделю с хороших новостей. Продавцам на законодательном уровне запретили навязывать покупателям дополнительные товары и услуги, а также собирать персональные данные клиентов.

    Это значит, что при покупке бытовой, электронной техники и других товаров вы вправе отказаться от приобретения  дополнительных страховок, услуг послегарантийного обслуживания, гаджетов и аксессуаров, которые продавцы, пользуясь неосведомленностью клиента, пытаются навязать при заключении сделки.

    Кроме того, интернет-магазинам и агрегаторам запретили необоснованно собирать персональные данные клиентов. 

    До принятия этой поправки в закон все потребители при заключении договора купли-продажи были обязаны оставлять продавцу много лишней информации о себе:

    • телефон;
    • домашний адрес;
    • электронный адрес;
    • пол;
    • возраст.

    Все эти сведения совершенно не нужны для доставки товара в пункты выдачи, посчитали законотворцы.  Но, к сожалению, в ряде случаев без предоставления этих данных покупку в некоторых магазинах совершить невозможно.

    Собранная информация использовалась для создания клиентских баз данных, которые впоследствии применялись для маркетинговых рассылок и иных рекламных кампаний. 

    Утечки таких баз данных ставили под угрозу сотни тысяч покупателей, которые становились легкой добычей мошенников.

    В Роскомнадзоре назвали принятые поправки лучшим способом уберечься от утечек персональных данных.

    Однако, как в любом правиле, и здесь действуют исключения. Это случаи, предусмотренные законодательством или исполнением договора купли-продажи. Но тогда потребитель вправе попросить объяснить причину отказа и его правовые основания.

    Закон вступит в силу с 1 сентября 2022 года.

    Проект “Защита потребителя” реализуется ВРОО “Практика” при поддержке Фонда президентских грантов. Бесплатную консультацию юриста потребители могут получить по телефону горячей линии +7920 920 25 15.