Магазинам запретили навязывать дополнительные товары и услуги

Начинаем рабочую неделю с хороших новостей. Продавцам на законодательном уровне запретили навязывать покупателям дополнительные товары и услуги, а также собирать персональные данные клиентов.

Это значит, что при покупке бытовой, электронной техники и других товаров вы вправе отказаться от приобретения  дополнительных страховок, услуг послегарантийного обслуживания, гаджетов и аксессуаров, которые продавцы, пользуясь неосведомленностью клиента, пытаются навязать при заключении сделки.

Кроме того, интернет-магазинам и агрегаторам запретили необоснованно собирать персональные данные клиентов. 

До принятия этой поправки в закон все потребители при заключении договора купли-продажи были обязаны оставлять продавцу много лишней информации о себе:

  • телефон;
  • домашний адрес;
  • электронный адрес;
  • пол;
  • возраст.

Все эти сведения совершенно не нужны для доставки товара в пункты выдачи, посчитали законотворцы.  Но, к сожалению, в ряде случаев без предоставления этих данных покупку в некоторых магазинах совершить невозможно.

Собранная информация использовалась для создания клиентских баз данных, которые впоследствии применялись для маркетинговых рассылок и иных рекламных кампаний. 

Утечки таких баз данных ставили под угрозу сотни тысяч покупателей, которые становились легкой добычей мошенников.

В Роскомнадзоре назвали принятые поправки лучшим способом уберечься от утечек персональных данных.

Однако, как в любом правиле, и здесь действуют исключения. Это случаи, предусмотренные законодательством или исполнением договора купли-продажи. Но тогда потребитель вправе попросить объяснить причину отказа и его правовые основания.

Закон вступит в силу с 1 сентября 2022 года.

Проект “Защита потребителя” реализуется ВРОО “Практика” при поддержке Фонда президентских грантов. Бесплатную консультацию юриста потребители могут получить по телефону горячей линии +7920 920 25 15.