Сначала потенциальным жертвам поступает звонок от автоматической системы оповещения. Клиент банка слышит сообщение робота, и это повышает его доверие к происходящему:
“Здравствуйте, это робот-информатор! Мы заметили подозрительную активность в вашем мобильном приложении. Если вы не совершали никаких действий в интернет-банкинге, и вам нужна помощь, нажмите цифру 1. Мы переключим вас на сотрудника службы безопасности”.
Далее в игру вступает мошенник, рассказывает эксперт проекта Елена Чегодаева.
Он сообщает, что со счета клиента пытались совершить международный перевод в системе SWIFT, но благодаря бдительности сотрудников безопасности банка перевод остановлен, а деньги спасены! И теперь для защиты счета остается лишь обновить приложение мобильного банка.
Согласитесь, сценарий вполне реалистичный. Жертве предлагают пройти по ссылке, которую присылают в СМС или мессенджере, и скачать на смартфон специальную программу, защищающую приложение от злоумышленников, а затем сообщить уникальный адрес устройства и код для подключения к нему.
В банке ВТБ предупреждают: если выполнить все указания мошенников, то они получат дистанционный доступ к вашему смартфону и к одноразовым кодам из СМС. А соответственно и к операциям по вашим счетам.
Эксперт проекта “Без обмана” Елена Чегодаева напоминает, что банки не обзванивают своих клиентов в случае подозрительной активности со счетами и картами, а просто блокируют активы и возможность проведения операций.
“Если вы получили подобный звонок, положите трубку и сами позвоните в банк. Опишите ситуацию и удостоверьтесь лично, что с вашим счетом, картой, банкингом и прочими финансовыми инструментами все в порядке.
Обратный звонок в банк — самый простой и понятный путь взять ситуацию под контроль!”
Проект “Без обмана” реализуется ВРОО “Практика” при поддержке Фонда президентских грантов. Бесплатную консультацию юриста потребители могут получить по телефону горячей линии +7920 920 25 15.