Продолжаем делиться опытом решения проблем, которые «сыпятся» нам на горячую линию проекта «Защита потребителя». Мы заметили, что в последнее время стало в разы больше обращений по ремонту сложной бытовой техники частными мастерами. Наши эксперты решили объединить ваши жалобы в один кейс и рассказать, как обезопасить себя в сделках с частным лицом.
Зачем чинить старое, лучше купим новое! До недавнего времени так рассуждали многие владимирцы и без долгих раздумий меняли вышедший из строя телевизор, забарахливший холодильник или отказавшуюся работать стиральную машинку на новые приборы — благо предложений хватало, а цена не особенно кусалась.
Времена меняются, цены упорно лезут вверх, и сегодня все больше людей начинают жить по заветам мам и пап: сломавшуюся бытовую технику надо не отправлять на свалку, а чинить, пока это возможно. Объявлениями от мастеров на все руки пестрит интернет. Свои услуги умельцы предлагают и на специализированных агрегаторах, и в соцсетях, и на персональных сайтах.
Когда такой мастер приходит к нам домой, нередко события развиваются по одному и тому же сценарию: цена на услуги обсуждается только на словах, никаких прайс-листов клиент не видит, о договоре, где прописывалась бы стоимость работ, речь не идет, а в итоге заявленная мастером сумма значительно превышает ту, что оговаривалась изначально.
Деваться клиенту в таком случае некуда, надо платить. Но отдав требуемую сумму, он, как правило, не получает взамен никакого документа, который бы подтверждал факт оплаты: ни кассового чека, ни товарного, ни простой расписки.
К чему это может привести? К тому, что если у вас возникнут претензии к качеству ремонта, защитить свои права в суде будет практически невозможно.
А разве нельзя обойтись без судебного разбирательства, спросите вы? Увы, когда речь идет о договорных отношениях между двумя гражданами, закон “О защите прав потребителей” может применяться только при рассмотрении спора в суде. Ну а без суда остается только полагаться на ответственность мастера и надеяться, что он согласится исправить недочеты. Как показывает практика, такое бывает очень редко.
Эксперты проекта “Защита потребителя” напоминают: если вы рискнули и вызвали на дом мастера-частника, то до начала работ вы должны увидеть прайс-лист с четко прописанными в нем расценками. Кроме того, после того как объем и стоимость работ будут определены, обязательно необходимо подписать договор, где окончательная сумма будет зафиксирована.
И наконец, по окончании ремонта убедитесь, что у вас осталось какое-то подтверждение оплаты. Лучше всего, если это будет кассовый ордер или чек. Если же вы оплатили услуги мастера переводом на карту, по крайней мере, сделайте скриншот в банковском приложении. Только тогда шансы на защиту ваших потребительских прав в суде станут реальными!
Проект “Защита потребителя” реализуется ВРОО “Практика” при поддержке Фонда президентских грантов. Бесплатную консультацию юриста потребители могут получить по телефону горячей линии +7920 920 25 15.