Одно из самых частых обращений автомобилистов в общественную организацию потребителей «Практика» — качество автосервисных работ. О том, как подстраховаться, отдавая свой автомобиль в сервис, рассказывает юрист проекта «Защита потребителя» Иван Клюев.
— Вначале следует запомнить, что отношения между потребителем и исполнителем услуг по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств, регулируются Законом «О защите прав потребителей» и Правилами оказания услуг (выполнением работ) по техническому обслуживанию и ремонту автотранспортных средств, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.04.2001 № 290.
Если вы оставляете свой автомобиль в мастерской, требуйте договор на выполнение работ в письменной форме. Не бойтесь показаться «занудой». Знание и исполнение закона – лучшее средство от конфликтов. Один экземпляр договора должен остаться у вас.
В договоре кроме данных о заказчике и исполнителе в обязательном порядке должны содержаться следующие сведения:
— дата приема заказа, сроки его исполнения (по соглашению сторон в договоре могут быть также предусмотрены промежуточные сроки завершения отдельных этапов оказания услуг;
— цена оказываемой услуги (выполняемой работы), а также порядок ее оплаты;
— марка, модель автотранспортного средства, государственный номерной знак, номера основных агрегатов;
— цена автотранспортного средства, определяемая по соглашению сторон;
— перечень услуг, перечень запасных частей и материалов, предоставляемых исполнителем, их стоимость и количество;
— перечень запасных частей и материалов, предоставленных потребителем, с указанием информации об обязательном подтверждении их соответствия обязательным требованиям, если на них таковые установлены;
— должность, фамилия, имя, отчество лица, принимающего заказ, его подпись, а также подпись потребителя.
В акте сдачи-приемки фиксируют комплектность, видимые наружные повреждения и дефекты. Это важно, чтобы потом избежать спора о моменте их возникновения.
В случае, если потребитель предоставляет запасные части и материалы, нужно указать их точное наименование, описание и цену. Акт приема-передачи подписывается ответственным лицом исполнителя и потребителем и заверяется печатью исполнителя.
Перед подписания Акта прима-передачи выполненных работ или услуг, которым оканчиваются все работы по договору необходимо проверить качество выполненных работ, так как в большинстве случаев в данных актах, имеется формулировка об отсутствии претензий к качеству и объему выполненных работ. И доказать обратное чрез даже на следующий день бывает сложно, когда мы обращаемся к исполнителю с претензией.
В случае всего описанного выше, если работы были выполнены некачественно, потребитель у исполнителя по своему усмотрению может потребовать:
— безвозмездно устранить недостатки;
— либо выполнить работы повторно;
— либо уменьшить стоимость работ;
— либо возместить расходы, произведенные на устранение недостатков работ в другом автосервисе или своими силами;
А в случае обнаружения существенных недостатков — полностью возместить все уплаченные суммы и все понесенные убытки.
Можно ли обойтись без письменного договора? Можно. Если работы выполняются в присутствии потребителя, законодательство позволяет совершить такую сделку устно (п.2 ст.159 ГК РФ, п.17 Правил). В этом случае договор может оформляться путем выдачи квитанции, талона, кассового чека и т.п.
Проект “Без обмана” реализуется ВРОО “Практика” при поддержке Фонда президентских грантов.