Вопрос: Работаю в государственной организации. Банки замучили звонками на мобильный телефон с предложениями кредитов и кредитных карт. Каждому менеджеру говорю, чтобы больше не звонили, чтобы вычеркнули мой телефон из базы. Назойливые звонки продолжаются. Обостряются в даты получки. Как избавиться от назойливых звонков?
Отвечает юрист проекта Иван Клюев:
Если вы хотите во что бы, то не стало наказать назойливых банкиров, можно попробовать обратиться в суд и отсудить моральный ущерб. Но сразу предупрежу — сумма вряд ли будет большой. Перед тем, как обращаться в суд, следует подготовить доказательную базу. Хорошо, если у вас на телефоне есть приложение, позволяющее записывать разговоры.
Но простой записи разговора недостаточно. Аудиозапись должна записываться с учетом следующих нюансов: должно быть понятно, кто с кем и о чем разговаривает:
— переспросите, кому именно звонит сотрудник банка (должно прозвучать ваше имя);
— спросите, из какого именно банка вам звонят (должно прозвучать название банка);
— уточните, с какой целью вам звонят (с рекламной целью);
— скажите, что вам неудобно сейчас говорить, и спросите, на какой телефон можно перезвонить (должен прозвучать номер телефона банка). Если сотрудник банка сообщает вам сотовый номер, следует удивиться: «Что это за банк, если у него нет стационарного телефона?» Попросите все же дать номер стационарного телефона, спросите внутренний добавочный номер, если нужно.
Затем вы пишите заявление в банк, в котором свободной форме излагаете ситуацию, что произошло, объясняете, что взаимоотношений у вас с этой кредитной организацией нет и не было и требуете:
- Сообщить, из каких источников они получили ваши персональные данные.
- Сообщить, кому из третьих лиц они передавали ваши персональные данные.
- Удалить все ваши персональные данные.
- Уведомить вас об удалении персональных данных.
- Возместить моральный вред в размере 30 000 рублей.
Требование в банк нужно зарегистрировать (на вашем экземпляре дата, должность принявшего заявление, его ФИО, печать организации).
Если банк отказывается регистрировать заявление, можно отправить его ценным письмом с описью вложения документа.
Далее с копией этого заявления, копией описи вложения идете в полицию и пишете заявление о неправомерной передаче, обработке и использовании ваших персональных данных. В заявлении просите прекратить противоправные действия против вас и прилагаете к нему копию заявления, адресованного в банк. Дальше можно написать в прокуратуру, в УФАС о нарушении ФЗ 152 «О персональных данных» и закона о связи и закона о рекламе в части навязывания вам нежелательной рекламы.
Моральный ущерб, думаю, можно будет отсудить. Это будет небольшая сумма, но это ваши персональные данные, их нужно защищать. Все это лучше делать через своего представителя.