Все бывает в первый раз. И если вы много раз слышали о мошеннических схемах, не являетесь престарелым лицом и уверенно пользуетесь гаджетами – это еще не гарантия избежать мошеннических схем.
К нам обратилась жительница Ярославля, которая приехала на лечение и оказалась не только вылеченной врачами, но и обобранная специалистами совсем другого профиля.
Ольга Алексеевна М. имеет две банковские карты разных банков: на одну приходит зарплата, на другую пенсия. Вторая – сбербанковкая служит, как бы «накопительной» и сумма там лежала весьма большая.
После операции, когда все реакции еще не пришли в норму, раздался звонок с незнакомого номера, и Ольга Алексеевна совершила первую ошибку – ОТВЕТИЛА НА НЕИЗВЕСТНЫЙ НОМЕР.
А дальше, по ее словам, было все как под гипнозом. «Представители» Сбербанка и Новиков-Банка (в котором оформлена зарплатная карта) стали говорить о том, что: на нее пытаются взять кредит, блокируется ее карточка в Новиков-Банке, Сбербанк зафиксировал подозрительную активность в ее личном онлайн кабинете. Ей диктовали фамилии и имена банковских работников, просили записать реквизиты каких-то юридических лиц… Таким образом мошенники пытались найти тот ключик, который распахнет кошелек женщины.
Ее вторая ошибка – ВЕСТИ РАЗГОВОР С НЕЗНАКОМЦАМИ. Обработка шла порядка полутора часов. В результате Ольга Алексеевна лично вошла в свой сбербанковский онлайн кабинет и перевела сумму более 150 тысяч рублей разными долями на мифический запасной счет, а на самом деле – мошенникам. И сама своими же руками, следуя их инструкциям, удалила оба банковских приложения. Аферистам это нужно было, чтобы пострадавшая, когда придет в себя, как можно позже узнала о списанных деньгах и не заблокировала операции.
— Я была как под гипнозом, — постоянно повторяла женщина.
Вместе с пострадавшей мы быстро связались с полицией, было написано заявление о произошедшем, но шансов вернуть деньги очень мало. Женщина лично переводила деньги из своего личного кабинета.
В целях устранения несуществующей проблемы злоумышленники также попросили набрать на телефоне специальную USSD-команду, состоящую из комбинации цифр и символов.
Выполнив команды, указанные по телефону, женщина самостоятельно поменяла настройки своей сим-карты и установила переадресацию sms-сообщений и звонков со своего телефона на номер мошенников.
Таким образом, у злоумышленников появилась возможность получения доступа к личному кабинету Ольги Алексеевны в социальных сетях, банковских приложениях, на сайтах государственных услуг.
Трудно сказать использовали ли преступники гипноз при обработке женщины, но то, что мастерски применили методы социальной инженерии – нет сомненья.
Еще классик говорил – никогда не заговаривайте с незнакомцами, добавим, по поводу своего финансового положения, банковских карт и недвижимости. Были случаи, когда, желая подыграть аферистам, люди начинали с ними шутить, а через несколько минут переводили им все свои сбережения.
Здоровья вам и ясного ума!
Проект “Защита потребителя” реализуется ВРОО “Практика” при поддержке Фонда президентских грантов.