К нам обратились несколько жителей улицы Добросельской, которые упали на лестнице в аптеку, ступени которой имели шатающиеся плитки и дыры. Обошлось без травм. Провизор в аптеке заявила, что помещение они арендуют и нужно обращаться к собственнику. Затем все же оперативно, после нашего обращения, ступени привели в надлежащее состояние.
Но подобные ситуации не редкость. И для пострадавших, и для предпринимателей напоминаем, что продавец (являясь или не являясь собственником) обязан обеспечить безопасные условия для здоровья потребителей и сохранности их имущества. Есть и другой нюанс.
Верховный суд представил случаи своей практики: Гражданка Б. обратилась в суд с иском к обществу о компенсации морального вреда и взыскании штрафа, предусмотренного пунктом 6 статьи 13 Закона о защите прав потребителей, указав в обоснование иска, что она получила травму при падении на обледеневшей лестнице магазина, расположенного в арендуемом ответчиком помещении.
Суд первой инстанции взыскал в пользу истца с общества и ИП по 35 000 руб. в счет компенсации морального вреда и по 17 500 руб. в качестве потребительского штрафа. Но предприниматели не хотели выплачивать деньги и подали апелляцию. Суд апелляционной инстанции указал, что между сторонами спора возникли деликтные правоотношения, к которым не подлежит применению Закон о защите прав потребителей. То есть гражданка Б. еще ничего не купила в магазине, а значит у нее не может быть претензий.
Верховный суд встал на сторону потребителя и компенсация, и моральный вред были взысканы с предпринимателей.
Таким образом, вне зависимости от того, купили вы товар или нет, является предпринимателем собственником помещения или арендатором, он обязан обеспечить безопасные условия для здоровья потребителей и сохранности их имущества.
Проект “Защита потребителя и потребительская медиация” реализуется ВРОО “Практика” при поддержке Фонда президентских грантов.