К нам поступает много звонков от жителей, которые столкнулись с затягиванием сроков ремонтов и прочих работ. Как принудить коммерсантов выполнить работу, выплатить неустойку или разорвать договор рассказывает юрист проекта Геннадий Малинин.
Прежде всего надо быть внимательным при заключении договора на предоставление услуг или выполнение работ. В нем обязательно должны стоять сроки, в которые организация или индивидуальный предприниматель обязуется сделать работу. Если такого пункта нет – договор может быть расторгнут.
Дни, в которые оговаривается срок проведения работ, могут измеряться часами или днями, причем как календарными, так и рабочими. Поэтому не стоит удивляться, если, заключив 27 апреля договор на услугу со сроком в 30 дней рабочих дней, выполнена она будет к 18 июня.
Статьи 27 и 28 закона о защите прав потребителей регулируют обязанности исполнителя выполнить работу или услугу в определенные сроки и ответственность за то, если сроки нарушены.
Если сроки нарушены, то потребитель сам вправе назначить новые сроки выполнения работ, а если стало понятно, что задержка существенная – то отказаться от договора.
В любом случае, данное требование должно быть оформлено в письменном виде. В претензии необходимо указать заявленные сроки, их нарушение на такое-то количество дней, а далее выдвинуть свои требования – либо назначить новые сроки, либо отказаться от договора. При этом, при нарушении сроков договора, исполнитель выплачивает потребителю за каждый день (час, если сроки измеряются в них) неустойку (пени) в размере 3% цены выполнения работы. Если цена не определена, то от общей цены заказа. Это солидная сумма. Бывают случаи, когда размер неустойки превышает сумму договора. Но по закону неустойка не может превышать цену заказа, лишь равняться ей. Таким образом, в лучшем случае, если мы считаем по максимуму, потребитель может взыскать с нерадивого исполнителя стоимость договора, если его расторгают, и неустойку равную стоимости работ.
При этом важно соблюдать следующий алгоритм:
1. Обратиться к исполнителю с претензией. Назначить новые сроки. Предупредить о расторжении договора, если новые сроки будут нарушены.
2. Заявить о расторжении договора.
3. Обратиться в суд с материальными претензиями к исполнителю: о возврате стоимости договора и выплате неустойки.
Если порядок обращения не соблюден, то убедить суд в необходимости возмещения неустойки будет гораздо сложнее.
Проект “Защита потребителя и потребительская медиация” реализуется ВРОО “Практика” при поддержке Фонда президентских грантов.