К нам обратилась жительница областного центра Галина Г. с просьбой помочь ей вернуть деньги за некие препараты марки «Здравомед», которые не являются ни лекарствами, ни БАДами.
А начиналось все с «газеты» в почтовом ящике. Сейчас этот рекламный листок без выходных данных называется «Про Здоровье», а раньше выходил с названиями «Секреты здоровья», потом «Мир здоровья». В нем, нарушая множество статей Закона «О рекламе», пенсионерам (прежде всего, именно им) внушается мысль, что продукция под брендом «Здравомед» излечит их от всех болезней, начиная от артрита и заканчивая импотенцией. Продукция продается за наличные, из рук в руки только на встречах, для консультации следует позвонить по указанному в газете телефону.
Галина Георгиевна позвонила, ее пригласили забрать «заказ» в определенное время в кафе «Барашек» в микрорайоне Доброе областного центра.
— Достаточно милые девушки сказали, что нужно брать, не 8 упаковок, как я хотела, а сразу на большой курс, только тогда будет улучшение, — поясняет женщина. – До сих пор не понимаю, как я повелась на эти уговоры, ощущение какой-то нереальности было.
В момент «выписки талончика» «продавцы» выманивают информацию о наличии денег у покупателя. На ее несчастье, в кошельке на момент покупки было 22 тысячи рублей.
Поэтому необходимый курс удивительным образом оставил 33 коробки на 21,5 тыс. Когда Галина Георгиевна уже дома обратила внимание на состав купленного препарата, она увидела, что купила даже не БАДы (биологически активные добавки) и лекарства, а «концентраты пищевых продуктов». А после того, как посоветовалась со своим врачом, решила вернуть невскрытые коробочки продавцам. О такой возможности они ее заверили во время покупки.
Она стала звонить по единственному телефону из «газеты». Ее заявление «принимали», «регистрировали». «рассматривали». Через полтора месяца и 10 звонков ее все же пригласили на новую встречу, где и нужно было договариваться о возврате денег.
Опасаясь быть вновь «зазомбированной», женщина попросила наших сотрудников поприсутствовать на встрече в том же кафе.
— Как мы поняли, организаторы сняли помещение на несколько часов для продажи своей продукции. Мы были свидетелями, как торговля велась без необходимой по закону информации, без кассовых аппаратов, люди на руки не получали ни товарных, ни кассовых чеков. Подтвердить факт такой покупки потом крайне затруднительно. Продавцы очень умело беседовали с каждым по очереди, расспрашивали о здоровье, о количестве денег в наличии у покупателя и на наших глазах «назначали курсы» и …продавали свои косметические средства и пищевые продукты под видом чудодейственных средств на всю сумму, — рассказывает руководитель Объединения потребителей «Практика» Ольга Татаринова. – Средний чек после такой «беседы» составлял 15-20 тысяч рублей. Все покупатели — пожилые люди. При этом у них собирали и записывали персональные данные – и телефоны, и домашние адреса.
Для Галины Георгиевны история закончилась благополучно. Благодаря нашей настойчивости деньги ей вернули, нескольких бабушек нам удалось отговорить от покупки. Но каждый день в ловушку недобросовестных предпринимателей попадают всё больше людей, и чаще всего это одинокие старики.
Такие выезды торговцев «эликсирами» идут по всей области. По собранной базе телефонов людей обзванивают заранее и приглашают в нужное время и в нужное место – в ДК, кафе или библиотеку.
ПЕРЕДАЙТЕ СВОИМ ПОЖИЛЫМ РОДСТВЕННИКАМ И ЗНАКОМЫМ – добросовестная компания не продает свою продукцию в арендованных на час помещениях, без каких-либо данных о себе, не выпускает газету с фальшивыми фотографиями врачей и такими же отзывами «излечившихся», всегда выдает чек за покупку и не вынуждает покупать десятками упаковок чудо-средства. Вернуть потраченные деньги бывает очень сложно. А главное, непонятно к кому обращаться.
Будьте здоровы!
А мы продолжаем отслеживать ситуацию с продажей продукции «Здравомед» в регионе и защищать права потребителей законными способами.
Проект “Защита потребителя и потребительская медиация” реализуется ВРОО “Практика” при поддержке Фонда президентских грантов.