Все происходит от нежелания части россиян оспаривать покупки. Такой вывод сделан на основании исследования, проведенного компанией «Тинькофф» и общественной организацией по защите прав потребителей «Общественная потребительская инициатива».
Если человек обнаружил недостатки в изделии, он может потребовать вернуть деньги, обменять товар или исправить проблему. В этом году также появилась возможность опротестовать такие операции по СБП. Но далеко не все пользуются таким правом.
Из 5 тыс. опрошенных в исследовании чаще всего (в 88% случаев) люди сталкиваются с проблемами из-за некачественных товаров или услуг. Например, когда магазин продал сломанные наушники или авиакомпания отменила рейс. Еще 20% респондентов попадают в ситуации с ошибочными переводами. Например, из-за ошибки в реквизитах при отправке. А 12% опрошенных столкнулись с необходимостью оспорить онлайн-покупку, которую не совершали. В основном такое происходит, когда данными карты завладели мошенники.
При этом в случае неуспешной покупки каждый пятый опрошенный не пытался оспорить ее в магазине (21%). При ошибочных переводах или мошенничествах ничего не предпринимал почти каждый третий (31%).
Как вернуть деньги за некачественный товар мы уже много раз говорили, а как быть с неверным переводом?
Поясняет юрист проекта Иван Клюев:
— Если ошибку обнаружили до проведения банком трансакции, то достаточно будет заявления о возврате средств. Однако если деньги уже ушли в другую кредитную организацию, то процедура может затянуться. Банк не может самостоятельно отменить перевод. В этом случае финорганизация отправителя будет обращаться к банку получателя средств. А тот — к самому получателю с просьбой вернуть деньги. Если он отказывается перечислять обратно «случайные» деньги, то отправитель может обратиться в полицию с заявлением о хищении и в суд с иском о неосновательном обогащении.
В случае мошенничества клиент также должен сообщить об этом в банк и при необходимости подать заявление в полицию.
В конце июля вступит в силу закон об операциях без согласия клиента. Банк обязан будет возместить человеку деньги, если кредитная организация допустила перевод средств на мошеннический счет, который находится в специальной базе ЦБ. Сделать это придется в течение 30 дней с момента получения заявления от пострадавшего.
Документ также вводит двухдневный период охлаждения — в это время банк не будет переводить деньги на подозрительный счет.
Проект “Защита потребителя и потребительская медиация” реализуется ВРОО “Практика” при поддержке Фонда президентских грантов.