Дети покупают – расплачиваются родители

Фото с урока потребительской грамотности для студентов авиамеханического колледжа.

К нам обратилась Светлана из г. Коврова с такой историей:

Мы с 13-летней дочерью долго смеялись над историей, когда мальчик наделал заказов на маркетплейсах на 250 тысяч рублей. А в пятницу оказалось, что она «случайно» оформила заказ на  Wildberries  на крупную сумму. Утверждает, что это не она, а одноклассница, которая взяла ее телефон. Аккаунт дочери привязан к ее телефонному номеру, оформленному на мужа. Карта принадлежит ребенку, оформитель — я. Деньги не списались, потому что на карте их не было, — операция отмечена как неудачная. У всех заказов статус «не оплачено», они находятся в разной степени готовности. Служба поддержки утверждает, что остановить процесс доставки нельзя. Но я могу отказаться от товаров или просто не прийти за ними — правда, тогда сервис вычтет стоимость обратной перевозки. Возникают вопросы: может ли Wildberries потребовать деньги за платный возврат с моего мужа как владельца привязанного к аккаунту номера, c меня как владельца карты или с нас обоих как законных представителей? Если заказы не оплачены, возникли ли между маркетплейсом и ребенком или родителями гражданско-правовые отношения? Вправе ли Wildberries отказываться отменять доставку товаров? Если нет, то, что делать? И стоит ли вообще переживать, если заказы не оплачены? Могу ли я указать, что аккаунт оформил несовершеннолетний, или это трудно доказать?

Отвечает юрист проекта Иван Клюев:

— Отвечу по порядку. Первое — для маркетплейса заказ вашей дочери выглядит, как будто его сделал взрослый человек. Wildberries идентифицирует покупателей по симкарте, которая в вашем случае оформлена на мужа, — технически ответственность за заказ ложится на него. Маркетплейс обоснованно предполагает, что на ребенка до 14 лет оформить симкарту нельзя, а на подростка от 14 до 18 лет — можно только с письменного согласия и под финансовую ответственность родителя или другого законного представителя.

Договор между владельцем симкарты и продавцами маркетплейса начинает действовать с момента оформления заказа — независимо от оплаты. Поэтому обязательства перед площадкой несете вы с мужем. Доказать, что взрослые не имеют отношения к договору купли-продажи товаров на маркетплейсе, не получится: взрослые отвечают за то, что передали ребенку симкарту.

Обстоятельств, по которым сделку можно признать недействительной, в вашей ситуации нет: это не мелкая покупка, а доказать, что заказ оформил ребенок младше 14 лет, невозможно

Второе — по правилам дистанционной продажи договор считают заключенным, как только маркетплейс получил уведомление о сделанном заказе — даже если тот не был оплачен. Чтобы подтвердить возникновение взаимных обязательств, продавец отправляет покупателю номер заказа или другой идентификатор. Покупатель вправе отказаться от заказанного товара до получения или в течение семи дней. Тогда продавец возвращает деньги за товар, удерживая расходы за его доставку на склад. Это законно. Если на привязанной карте нет денег, траты за доставку спишут, когда деньги там появятся или к аккаунту привяжут другую карту, с деньгами.

По правилам Wildberries, как только покупатель создает заказ, отменить его он может лишь за деньги — от 100 ₽ за каждый товар. Столько же стоит отправка обратно, если вовремя не забрать заказ.

Конечно, практика показывает, что маркетплейс не будет судиться с вами или мужем за доставку. И тут для вас наступают только репутационные риски.

В-третьих — по закону вы можете отказаться от онлайн покупки, если продавец еще не отправил его, так как правила маркетплейса должны соответствовать российскому законодательству. Для этого нужно отправить заявление на юридический адрес в деревне Коледино (для  Wildberries) или на электронную почту sales@wildberries.ru. Правда, правила не утверждают, что такой отказ будет бесплатным. В приложении маркетплейса отмена заказа все еще платная, несмотря на прошедшие суды по данному вопросу.

Если владелец симкарты сразу после оформления заказа напишет на электронную почту площадки заявление об отказе от договора купли-продажи, трат на обратную транспортировку быть не должно. Иначе можно пожаловаться в Роспотребнадзор и обратиться в суд — чтобы маркетплейс не взыскивал расходы, которые понес уже после получения вашего письма.

Но если в будущем дочь или ее одноклассница, например, случайно оформит кредит в личном кабинете банка, тот потребует деньги с процентами от вас непременно.

Проект “Защита потребителя и потребительская медиация” реализуется ВРОО “Практика” при поддержке Фонда президентских грантов.

Фото с урока потребительской грамотности для студентов авиамеханического колледжа.


Warning: A non-numeric value encountered in /var/www/u1820165/data/www/potreb33.ru/public_html/wp-content/themes/msu/includes/wp_booster/td_block.php on line 1008