Что нового в практике защиты прав потребителей

Верховный суд разъяснил свою позицию по ряду спорных вопросов — все ситуации взяты из реальных судебных дел.


1. Факт приобретения товара может также подтверждаться выданным продавцом покупателю документом об оплате, таким как кассовый чек, квитанция и т.д. Этот документ является доказательством заключения сторонами договора купли-продажи товара, даже если продавец не находит данных о сделке в своей базе.

2. Если продавец не передал оплаченный товар, потребитель имеет право потребовать возмещения разницы в цене по замещающей сделке.
Покупатель оплатил смартфон, но так и не получил его. Ему были возвращены деньги. В результате этого он вынужден был купить аналогичное устройство у другого продавца по более высокой цене.
Верховный суд подтвердил, что разница в цене между заказанным смартфоном и приобретенным аналогом означает убытки для покупателя. Они явились следствием одностороннего отказа продавца и подлежат возмещению последним.

3. Потребитель не обязан везти неисправный товар в другой город для проведения проверки качества.
Продавец предложил передать для проверки неисправный телефон в сервисный центр, расположенный в другом городе. Потребитель отказался от этого, поскольку телефон приобретен в его городе. И Верховный суд его поддержал: если товар был оплачен и получен в одном городе, отказ потребителя передавать его для проверки в другой является обоснованным. При этом аргументы, что телефон мог быть отправлен по почте, что оба города в одной области, нельзя признать решающими.

4. Условия договора долевого строительства, которые устанавливают сокращенные сроки гарантийных обязательств застройщика по сравнению с предусмотренными законом, являются недействительными.
Застройщиком в договоре долевого участия в строительстве был установлен гарантийный срок на качество отделки квартиры – 1 год.
Дольщик по истечении двух лет обратился в суд с иском к застройщику об уменьшении цены по договору из-за обнаруенных строительных недостатков, о взыскании неустойки, компенсации морального вреда. Он сослался на ст. 7 Закона об участии в долевом строительстве, устанавливающую гарантию для объекта долевого строительства не менее 5 лет, а на технологическое и инженерное оборудование, входящее в состав такого объекта долевого строительства − 3 года.
Верховный суд согласился с позицией покупателя, несмотря на иные прописанные застройщиком сроки в договоре.

5. Потребитель вправе требовать от импортера (продавца, изготовителя) полного возмещения убытков при возврате товара ненадлежащего качества из-за производственного дефекта, даже если этот товар был перепродан другим лицом по заниженной цене.
Автомобиль был приобретен у импортёра, а затем, его перепродали по цене в 5 раз ниже исходной стоимости. Последний покупатель в течение гарантийного срока обнаружил значительные недостатки. Он решил вернуть автомобиль импортеру и взыскать убытки, исходя из первоначальной цены автомобиля.
В первой инстанции потребителя поддержали. Однако, апелляция существенно снизила сумму компенсации: размер убытков определяется исходя из цены того договора, по которому приобрел автомобиль истец, а не по цене первичной продажи.
Верховный суд подчеркнул, что следует исходить из цены по первоначальному договору, т.к. в будущем цены формируются по другим принципам и могут не соответствовать реальной стоимости

6. Ограничение размера неустойки ценой договора не применимо к сделкам купли-продажи.
Потребитель взыскал компенсацию за неисправный автомобиль, включая неустойку, превышающую сумму основного требования. Однако апелляционный суд решил уменьшить размер неустойки до суммы, указанной в договоре.
Верховный суд не поддержал такое решение, отметив, что ограничение размера неустойки применимо только к выполнению работ и оказанию услуг.

7. Размер потребительского штрафа с продавца может быть снижен только судом при условии подачи соответствующего заявления с его стороны. Если заявления ответчика не поступало, то повода для снижения штрафа нет.

8. Условия кредитного договора, которые предусматривают право банка односторонне изменять размеры комиссий или вводить новые комиссии в процессе обслуживания кредита, являются недействительными.

9. Отношения между банком и наследниками по банковскому вкладу регулируются Законом о защите прав потребителей.
Истцы требовали в судебном порядке от банка перечислить денежные средства, штраф и компенсацию морального вреда из-за неправомерного отказа банком в выдаче денег умершего отца, наследниками которого они являются.
Разрешая спор, суд признал требования наследников обоснованными и иск удовлетворил.

10. В случае, если заказчик отказывается от исполнения договора в процессе предоставления услуги, он обязан возместить исполнителю все фактические расходы, понесенные до этого момента для выполнения той части договора, от которой он отказался.
Если потребитель отказывается от услуги, исполнителю необходимо доказать фактические расходы на ее выполнение и их размер.

Благодарим коллег из ЛенЮрБюро за краткий обзор документа. Напоминаем, что получить полный анализ правовой ситуации и личную консультацую юриста по правам защиты прав потребителей во Владимирской области бесплатно можно в нашем проекте «Защита потребителя и потребительская медиация», запись по тел. 8 920 920 25 15 или по эл.почте potrebitel33@yandex.ru . Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.


Warning: A non-numeric value encountered in /var/www/u1820165/data/www/potreb33.ru/public_html/wp-content/themes/msu/includes/wp_booster/td_block.php on line 1008