Неприятный опыт общения с охранниками супермаркетов имеет большинство покупателей. Самые вопиющие случаи предаются публичной огласке, но, как правило, никто не пытается противостоять незаконным действиям охраны в момент инцидента.
Напомним историю двухгодичной давности, случившуюся в одном из владимирских супермаркетов. Охранник решил, что пенсионерка совершила кражу продуктов. Он не только оскорбил и незаконно обыскал, но и буквально выкинул за двери магазина пожилую женщину, которая, как оказалась, ничего в магазине не взяла.
Ни магазин, ни охранное предприятие не сочли нужным извиниться перед пенсионеркой, и только после вмешательства редакции газеты “ПроГород” и публикации истории в очередном выпуске еженедельника жительнице Владимира прислали отписку.
Так что же делать, если охранник магазина пытается остановить вас и тем более обыскать? Какие законные рычаги урегулирования такой ситуации есть у потребителя?
Юрист общества потребителей ВРОО “Практика” Евгений Соловьев рассказывает, может ли охранник магазина обыскивать покупателей или применять к ним силу, и что делать, если это произошло с вами.
“Что касается осмотра со стороны охранника, то он является неправомерным в любом случае. Что бы покупатель ни делал и как бы себя ни вел, осмотр вещей возможен только с его согласия.
Если охранник просит показать карманы или например, посмотреть, что у вас в сумке, вы можете согласиться и показать ему содержимое, но рыться в ней он при этом не имеет права.
Если у охранника, администратора или другого работника магазина есть подозрения, что покупатель совершил правонарушение – например, попытался похитить товар или пронести что-то запрещенное на территорию торгового точки или иного общественного объекта – то они просят вас остановиться и вызывают полицию.
Полиция, в свою очередь, имеет право остановить человека, если ее представители уверены в том, что он совершает правонарушение. При этом они должны составить протокол, в котором отражены все произведенные действия и их результаты.
Если охранник незаконно пытается вас остановить и досмотреть, то вы также имеете право вызвать полицию и указать, что в отношении вас было совершено правонарушение, применена сила, и так далее”.
Остались вопросы? Пишите или звоните по телефону горячей линии: +7 920-920-25-15!
Проект “Защита потребителя” реализуется ВРО Объединение потребителей “Практика” при поддержке Фонда президентских грантов.