Когда покупатель не прав?

https://t-i.ru/media/cache/23/f2/23f24ab86b7f1f990b3c85a4cba1f68f.jpg

Вы сталкивались со случаями, когда из интернет-магазинов приходит грязный, ношеный товар? А может быть, вам самим, как приемщикам в пунктах прием-выдачи, приходилось платить штрафы за приемку на возврат вещей ненадлежащего вида?

Все это случаи так называемого «потребительского экстремизма», с которыми наши юристы сталкиваются, увы, не редко.

Для ряда потребителей лозунг «потребитель всегда прав» стал основополагающим в выстраивании взаимоотношений с продавцами, причем часто в ущерб последним. Это касается недвижимости, автомобилей, сложной техники и медицинских услуг. Но для подобных дел нужно время, средства и хорошие знания. Сегодня поговорим о «мелком» экстремизме, но знакомом всем и каждому.

В практике проекта все чаще встречаются случаи, когда потребитель покупает товар дистанционно (в Интернет-магазинах, на торговых Интернет-площадках, маркетпрлейсах), пользуется им, а потом относит в пункты выдачи на возврат. В январе это были искусственные елки. Совсем скоро пойдут костюмы и платья для выпускного.

Один из последних случаев: молодая покупательница приобрела платье для собственной свадьбы. Надев его, спрятав ярлыки, после завершения мероприятия она отнесла его в пункт выдачи заказов, поскольку семидневный срок для возврата не прошел. Воспользовавшись невнимательностью приемщицы, товар удалось вернуть.

Бывают ситуации, когда, получая на примерку несколько размеров одежды, покупательницы (чаще это все же женщины) пачкают ее косметикой, оставляют пятна от грязных рук и пота, а потом возвращают вещи продавцу. Это не совсем экстремизм, но смысл похож: мои права правее всех остальных.

Такие действия неизбежно повлекут штраф для невнимательной сотрудницы пункта выдачи в дальнейшем, а также доставку заведомо ношенного товара другому человеку.

Нормативно эта область отношений урегулирована положениями Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей».

В соответствии с п. 4 ст. 26.1 указанного Закона, потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара — в течение семи дней.

В случае, если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента передачи товара.

Возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара.

Из-за участившихся случаев «потребительского экстремизма» все большее число интернет-магазинов возвращает деньги за товар только после того, как лично убедится в его товарном виде. Для потребителя это неудобно. Но виноват ли в этом продавец?

Для справки: Термин «потребительский экстремизм» подразумевает заведомое злоупотребление правами, данными законом, с целью извлечения выгоды.

Происхождение этого термина тесно связано с правилом «потребитель всегда прав». Родоначальником этого правила является Гарри Гордон Селфридж,  владелец магазина Selfridge, который в начале XX века использовал его как маркетинговый ход для привлечения клиентов.

Проект “Защита потребителя” реализуется ВРОО “Практика” при поддержке Фонда президентских грантов.


Warning: A non-numeric value encountered in /var/www/u1820165/data/www/potreb33.ru/public_html/wp-content/themes/msu/includes/wp_booster/td_block.php on line 1008