“Заберите товар или ответите перед судом!”: история, рассказанная на горячей линии

Кому не хочется купить брендовую вещь по супер-привлекательной цене? Любители онлайн-шоппинга знают: найти заманчивое предложение нелегко, а вот огорчиться от того, что вместо шикарной обновки ты получаешь некачественный товар – очень просто.

Особенно это относится к товарам, которые доставляются наложенным платежом. В иных случаях покупатель может сначала распаковать посылку, проверить ее на наличие брака, а в случае с одеждой и обувью — примерить. Но когда речь идет о наложенном платеже, то даже распаковать товар можно только после оплаты. Этим пользуются недобросовестные продавцы: покупатель получает либо не то, что он заказывал, либо вообще ничего, а потом тщетно пытается вернуть потраченные деньги.

На горячую линию проекта “Защита потребителя” обратилась жительница Владимира, которая решила приобрести наложенным платежом платье Stella Classico в магазине Olma.Store. Объявление о “распродаже” женщина нашла в “Одноклассниках”.

Однако после того, как наша героиня оформила заказ, она решила ознакомиться с отзывами о магазине. Оказалось, что клиенты Olma.Store, мягко говоря, не очень довольны сервисом. Вот лишь некоторые отзывы из найденных в интернете:

  • “Заказал в интернет-магазине olma.store кроссовки Nike Lunar Force 1 Duckboot. Вместо кроссовок отправили кеды типа как в школе на физру”
  • «Магазин» мошенников. Принимают заказ с московского номера телефона, посылку с наложенным платежом высылают из Екатеринбурга. Присылают дешевый товар (для веса) , который и близко не заказывал. В итоге: денег нет, товара нет, телефон в Москве не доступен. Не ведитесь”.
  • “Ни в коем случае не покупайте в этом магазине ничего! Заказали одно, а прислали совсем другое. Написали претензию. Ни ответа, ни привета, ни возврата денег! Мошенники. На связь не выходят”.

Естественно, женщина засомневалась, решила отказаться от покупки и просто не пошла на почту, когда посылку доставили. Но тогда от имени магазина ей стали приходить СМС с угрозами и требованием выкупить товар. 

Вот одно из таких сообщений (орфография и пунктуация сохранены): “Если вы не заберёте посылку с почты на основании ст.159,497,782ГК,100ГПК РФ и ст.32 «закона о защите прав потребителей» с Вас будет производиться взыскание расходов компании в судебном порядке”.

Звучит неприятно, но прав ли в данном случае магазин? Вот как комментирует ситуацию наш эксперт, юрист проекта “Защита потребителя” Иван Клюев: “Согласно закону, покупатель вправе отказаться от получения товара, доставленного наложенным платежом. Но и продавец имеет право на возмещение расходов на доставку этого товара. Однако для того чтобы взыскать с покупателя эти деньги, продавец должен сначала определить и обосновать сумму расходов, а затем направить покупателю соответствующее требование. И только если покупатель уклоняется от оплаты доставки, вопрос может решаться в суде. Но и там продавцу придется доказать, что требуемая им сумма обоснована и не превышает установленных на пересылку тарифов”. 

Что же касается сообщения, присланного жительнице Владимира, то целый ряд упомянутых в нем статей вообще не имеет отношения к данной ситуации. Остается только гадать, зачем представители онлайн-магазина ссылаются на них. Возможно, это было сделано, чтобы послание выглядело как можно более грозным. Но какими бы карами ни грозили вам сторонние организации, всегда лучше сначала проконсультироваться у специалистов и уточнить, кто в данном случае прав.

Проект “Защита потребителя” реализуется ВРОО “Практика” при поддержке Фонда президентских грантов. Бесплатную консультацию юриста потребители могут получить по телефону горячей линии +7920 920 25 15.