В конфликтах между покупателем и продавцом закон часто оказывается на стороне клиентов. Но значит ли это, что покупатель прав всегда и во всем? Нет, утверждает российский юрист Максим Плетнев. Он рассказал о самых распространенных ошибках, которые мы совершаем в магазинах.
Ошибка №1: Открывать продукты до оплаты
В летнюю жару многие покупатели откупоривают бутылки с прохладительными напитками или распаковывают мороженое еще до того, как подойдут к кассе. Конечно, подавляющее большинство — это добропорядочные граждане, которые обязательно оплатят открытый товар. Да и кассиры часто смотря на это снисходительно. И тем не менее, это нарушение закона.
“Только в момент оплаты товара на кассе мы заключаем договор купли-продажи товаров (подтверждающим это заключение документом является кассовый чек). До этого товар является собственностью этого магазина, а после — вашей. Хотели бы вы как собственник, например, квартиры, чтобы покупатель начал ей пользоваться до оплаты?” — поясняет М. Плетнев в интервью АиФ.
Ошибка №2: Думать, что разбитый в магазине товар не надо оплачивать
Многие покупатели уверены: разбитые в торговом зале чашка, стакан или бутылка — это ответственность продавца в ста процентах случаев. А раз так — можно вообще не переживать, если это произошло. Однако с точки зрения закона все не так просто. Ответственность с покупателя снимается только если товар испорчен случайно.
Если же порча товара произошла по вине покупателя, и тем более если она была умышленной, то с точки зрения закона виноват именно покупатель. Правда, и здесь есть одна тонкость. Магазин не вправе заставить клиента возместить ущерб, если тот не согласен, что товар испорчен по его вине. В случае разногласия вопрос должен решаться в суде, а не на месте.
Ошибка №3: Демонстрировать содержимое сумок охране магазина
Некоторые ошибки мы совершаем под давлением администрации или отдельных сотрудников магазина. Наиболее частая из них — согласие на досмотр сумок и пакетов перед входом в торговый зал. Многие из нас предпочитают не вступать в споры с охранниками и потратить полминуты на эту неприятную процедуру.
Между тем, согласно правилам работы предприятий розничной торговли сотрудники магазинов самообслуживания не вправе требовать от покупателя демонстрации приобретенных товаров.
Как же избежать конфликта, если вы пришли в магазин с товаром, который купили ранее в другом месте (и при этом он продается и здесь)? С точки зрения эксперта, покупателю достаточно будет просто предупредить охранника или кассира, что у него в сумке есть такие товары.
Проект “Защита потребителя” реализуется ВРОО “Практика” при поддержке Фонда президентских грантов. Бесплатную консультацию юриста потребители могут получить по телефону горячей линии +7920 920 25 15.