Вы наверняка хотя бы раз в жизни сталкивались с такой ситуацией: в магазине по продаже электроники вас сначала уверяют, что тот самый гаджет, который вам нужен, доступен для покупки в рассрочку. Однако затем выясняется: сделать это можно лишь набрав на определенную сумму дополнительных товаров или услуг, причем зачастую не тех, которые нужны именно вам.
Другой пример: в банке при попытке оформить кредит вы выясняете, что помимо кредитного договора необходимо подписать (и оплатить, конечно) договор о страховании жизни или здоровья. “Мало ли что с вами может случиться”, сочувственно говорит менеджер, а если он не в настроении, то просто отрезает: “Таковы правила”. И мы соглашаемся, уговаривая себя, что приобретаем-то, по сути, не навязанную услугу, а очень даже нужный продукт.
Но с сентября идти на поводу у тех, кто, скажем прямо, выкручивает вам руки, больше не придется. В нашей стране вступят в силу поправки в закон “О защите прав потребителей”, которые запретят продавцам требовать приобрести определенные товары или услуги “в нагрузку”.
Кроме того, в законе появится еще несколько анти-дискриминационных нововведений. Например, продавец не сможет отказать потребителю в заключении сделки, если тот отказывается предоставить персональные данные. Исключение составят только те случаи, когда без этого действительно невозможно выполнить договор или когда этого напрямую требует от потребителя закон (например, при оформлении тех же кредитов).
Также продавцам запретят включать в договоры пункты о праве на одностороннее изменение условий договора или отказ от исполнения обязательств.
Проект “Защита потребителя” реализуется ВРОО “Практика” при поддержке Фонда президентских грантов. Бесплатную консультацию юриста потребители могут получить по телефону горячей линии +7920 920 25 15.