Пускать в квартиру обязаны?

В новом микрорайоне во Владимире назревает скандал. Жильцы утверждают, что один из новых собственников жилья в доме осуществил перепланировку, в результате которой снесены несущие конструкции, что может повысить аварийность дома, и даже привести к его разрушению. Вызванные жильцами представители управляющей компании и правоохранительные органы не смогли попасть в квартиру, собственники отказались им открывать дверь.

Законно ли это?

Отвечает юрист проекта Иван Клюев.

Подобные споры периодически возникают. Но есть разъяснение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда. В определенных случаях собственники обязаны дать доступ во все помещения квартиры. И вот почему:

  1. В Жилищном кодексе есть статья 30. В ней перечислены обязанности собственника квартиры — содержать жилье в «надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйного обращения с ним». Список обязанностей собственника немаленький. В частности, он должен соблюдать права соседей и правила содержания общего имущества дома.
  2. В статье 17 ЖК говорится, что пользоваться жильем можно, только соблюдая права тех, кто живет в нем и рядом, а также всяких требований — от противопожарных до экологических. И при этом еще надо учитывать Правила пользования жилыми помещениями. В последних сказано, что надо «немедленно принимать возможные меры к устранению обнаруженных неисправностей». А если такие неисправности появятся, сразу ставить в известность управляющую компанию. А еще гражданин-собственник обязан «пускать в заранее согласованное время» представителей органов государственного контроля и надзора для осмотра оборудования и ремонта. Тот же кодекс предписывает собственнику поддерживать жилье в хорошем состоянии.
  3. В Градостроительном кодексе (статья 55.24) сказано, что «в целях обеспечения надлежащего содержания общего имущества собственников» коммунальщики должны обеспечить и санитарное благополучие, и техническое обслуживание и еще много чего, включая текущий ремонт. Там же расписано, что такое техническое обслуживание зданий и эксплуатация многоквартирных домов. В связи с этим, органы управления ТСЖ или управляющей компании имеют право требовать допуска «в заранее согласованное с потребителем время, но не чаще одного раза в три месяца в жилое или нежилое помещение, которое он занимает». Приходить управляющая компания может «по мере необходимости, а для ликвидации аварий — в любое время».
  4. В пункте 34 Правил предоставления услуг сказано, что потребитель обязан допускать представителей аварийных служб, госорганов и прочих в свое жилье для осмотра технического и санитарного состояния внутриквартирного оборудования.

Верховный суд подчеркнул: эти требования носят обязательный характер и относятся как к самому зданию, так и к его инженерным системам. Техническое состояние внутриквартирного оборудования должно соответствовать требованиям, и это обязательное условие для предоставления коммунальных услуг всем жильцам.

А значит, собственник обязан допустить представителей во все помещения.

Несоблюдение этих правил и приводит ко взрывам газа в домах, крупным авариям и появлению тараканов, клопов и крыс.

А мы продолжаем наблюдать за конфликтом в новом микрорайоне на Факеле.

Проект «Без обмана» реализуется ВРОО “Практика” при поддержке Фонда президентских грантов.


Warning: A non-numeric value encountered in /var/www/u1820165/data/www/potreb33.ru/public_html/wp-content/themes/msu/includes/wp_booster/td_block.php on line 1008