Может ли маркетплейс штрафовать клиента за невыкуп заказов?

Друзья, сегодня отвечаем на вопрос нашей подписчицы, которая интересуется: может ли маркетплейс штрафовать покупателя за возврат не подошедших товаров?

Нет, отвечают наши эксперты! Но магазин имеет право компенсировать расходы. С мнением наших специалистов согласны и в Роспотребнадзоре.

Какие же именно затраты, спросите вы, несет магазин? Речь идет о доставке товара покупателю на примерку и осмотр. 

Ни для кого не секрет, что некоторые покупатели одновременно заказывают в интернет-магазине до 20 единиц товара, а после примерки и осмотра отправляют их обратно под предлогом того, что ни один из 20 товаров не подошел.

В этом случае маркетплейс попросит компенсировать свои расходы на обратную доставку товара и будет прав, ведь это не единственные затраты магазина по этому заказу. Продавец тратится на размещение и поддержку работы сайта в интернете, его продвижение, рекламу заказанных товаров, хранение, сборку заказа и доставку товара потребителю. И магазины правы в том, что хотят, во-первых, покрыть расходы, а во-вторых, воспитать ответственного потребителя.

Другое дело, если вы сделали заказ, а товар по вине продавца пришел в некондиционном состоянии, рассказывает руководитель проекта “Защита потребителя” Ольга Успенская:

“Если вы видите в пункте выдачи грязную со следами носки одежду или бракованную одежду, разбитую или поцарапанную посуду, помятую подарочную коробку со следами долгих скитаний по пунктам выдачи и складам, то ни о какой компенсации речи быть не может”.

“Российская газета” приводит мнение Роспотребнадзора: если потребитель не согласен с размером расходов, которые он должен компенсировать, он вправе подать претензию в адрес продавца, а тот обязан ответить. В дальнейшем, если клиент не согласен с ответом, он имеет право обратиться в суд. 

По мнению экспертов Роспотребнадзора, любые расходы на доставку возвращенного товара должны быть обоснованными, иметь подтверждение и быть связаны именно с возвратом конкретного товара, а не носить характер штрафа, установленного в виде единой платы за возврат любого товара.

Поэтому если вы считаете, что с вас необоснованно взяли подобную компенсацию — опротестовывайте действия магазина. Для этого фиксируйте на видео и фото то, в каком виде вы получаете посылку из магазина, в каком состоянии пришедшие на примерку и осмотр вещи. 

Кроме того, перед заказом читайте отзывы. Наши эксперты не раз сталкивались с ситуациями, когда под одним товаром разные покупатели высказывали одинаковые претензии по поводу доставляемых вещей. Если вы видите, что у данной вещи есть определенные недостатки, то не тратьте свое время и деньги на ее заказ.

Проект “Без обмана” реализуется ВРОО “Практика” при поддержке Фонда президентских грантов. Бесплатную консультацию юриста потребители могут получить по телефону горячей линии +7920 920 25 15.