Здесь мы публикуем часто задаваемые вопросы (ЧаВо), ссылки на публикации с ЧаВо, интересные подборки по тематике защиты прав потребителя и Ответы на Ваши вопросы, приходящие к нам на электронную почту.


1. Возник спор с продавцом по вопросу некачественного товара, а миром его решить не удалось. Все советуют мне обратиться в суд, но я не уверен в том, что выиграю дело. Что меня ждет, если суд примет решение не в мою пользу?

Смотреть ответ

В соответствии с ч. 1 ст.17 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»
защита прав потребителей осуществляется судом.
Однако заявленные требования должны быть основаны на законе и быть правомерными. 
В соответствии с ч. 1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, 
суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, 
за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 ГПК РФ 
(касается привлечения в процесс экспертов, специалистов по инициативе суда и за счет средств бюджета).
В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются 
истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально 
той части исковых требований, в которой истцу отказано.

2. Заказала изготовление и доставку пластиковых окон в квартире, внесла аванс. Придя домой, поняла, что сумма слишком велика. Я могу отказаться от договора?

Смотреть ответ

Да, можете. В том случае, если окна еще не были изготовлены и доставлены Вам. 
Согласно ст. 32 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 3200-1 «О защите прав потребителей» потребитель вправе отказаться
от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю
фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору. 
Для защиты Ваших прав рекомендуем при отказе от договора обратиться с обязательным
письменным уведомлением в адрес юридического лица или индивидуального предпринимателя, 
у которого такие окна были заказаны для соблюдения сроков и сведения к минимуму возможных взысканий по договору.


3. Заказала такси, оплатила заказ полностью до конца поездки. Но не выполнив заказ, таксист высадил меня на половине пути за сделанное замечание о запахе табачного дыма. Куда можно пожаловаться и на что я имею право?

Смотреть ответ

Порядок оказания такси услуг перевозки пассажиров
регламентированы положениями ГК РФ о перевозке, а также постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 г. № 112 
«Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом».

В соответствии с положениями указанных нормативных актов, вернуть деньги за некачественно оказанную услугу 
пассажирской перевозки легковым такси можно в случае заключения договора о перевозке. Данный договор является 
публичным, а согласие (акцепт) конкретного потребителя с условиями договора и его заключение оформляется 
путем обязательной регистрации заказа в специальном журнале оператора. 
Каждой заявке должен быть присвоен свой номер.

При этом согласно п. 111 указанных выше Правил потребителю должен выдаваться кассовый чек или квитанция в форме
бланка строгой отчетности, подтверждающие оплату пользования легковым такси. Указанная квитанция должна содержать
обязательные реквизиты, которые представлены в приложении N 5. В квитанции на оплату пользования легковым такси
допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особые условия осуществления перевозок пассажиров 
и багажа легковыми такси.
На основании номера заявки и квитанции потребитель вправе предъявить соответствующие требования перевозчику. 
Обращаем внимание на то, что предъявление таких требований обязательно в том случае, если потребитель собирается 
обращаться в суд, т.к. по данной категории споров предусмотрен досудебный порядок.



4. Купила зимой ботинки ребенку на весну. Начали носить в марте и практически сразу у одного ботинка отклеилась подошва. В магазине принимать бракованный товар отказываются, ссылаясь на то, что гарантийный срок был в 1 месяц, и он истек. Что можно сделать?

Смотреть ответ

В соответствии с ч. 2 ст. 19 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300 «О защите прав потребителей» 
гарантийный срок товара, а также срок его службы исчисляется со дня передачи товара потребителю, 
если иное не предусмотрено договором. Если день передачи установить невозможно, 
эти сроки исчисляются со дня изготовления товара.

Для сезонных товаров (обуви, одежды и прочих) эти сроки исчисляются с момента наступления соответствующего сезона, 
срок наступления которого определяется соответственно субъектами Российской Федерации исходя
из климатических условий места нахождения потребителей.

Поэтому в Вашем случае продавец не прав. Гарантийный срок на товар начинает течь не с момента фактического 
приобретения товара, а с момента начала весеннего сезона. 




5. Хочу обратиться в суд, т.к. мои права потребителя нарушены. Я-пенсионер. Какова госпошлина по таким делам? Полагаются ли мне льготы и какова стоимость Ваших услуг по защите моих прав в суде?

Смотреть ответ

В соответствии с положениями ч. 3 ст. 17 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», 
ст. 333.36 НК РФ потребители, иные истцы по искам, связанным с нарушением прав потребителей, освобождаются 
от уплаты государственной пошлины в соответствии  законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Кроме того, для льготных категорий граждан (пенсионеры, студенты, многодетные семьи и другие) мы осуществляем судебную
защиту бесплатно. Для уточнений свяжитесь с нами по телефону.



6. Родственники подарили нам электронную игрушку (мобиль) для ребенка. Чек и документы на игрушку прилагались. Спустя некоторое время игрушка сломалась. Но гарантийный срок не истек. Можем ли мы обратиться с претензией к продавцу, если игрушку покупали не мы?

Смотреть ответ

Согласно преамбуле Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» потребитель - гражданин, 
имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий 
или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних 
и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. 
Поэтому в случае наличия необходимых документов, подтверждающих факт приобретения товара 
и гарантийные обязательства продавца, вы вправе обратиться с соответствующей претензией 
(об обмене товара, его ремонте либо расторжении договора купли-продажи)



7. В одном из продовольственных магазинов возле дома мне продали колбасу в упаковке и в дополнительной обвязке. Эту обвязку и металлические клипсы мне отказались снять при продаже. Почему я должна платить за дополнительный вес?

Смотреть ответ

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 г. № 55 утверждены «Правила продажи отдельных 
видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя 
о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара и перечня
непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену 
на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации». 
Согласно п. 33 указанных Правил, товары до их подачи в торговый зал или иное место продажи 
должны быть освобождены от тары,оберточных и увязочных материалов, металлических клипс. 
Загрязненные поверхности или части товара должны быть удалены. 
Продавец обязан также произвести проверку качества товаров (по внешним признакам), наличия
на них необходимой документации и информации, осуществить отбраковку и сортировку товаров. 
Поэтому в Вашем случае действия продавца неправомерны.



8. Заключила с индивидуальным предпринимателем договор о выполнении работ по остеклению лоджии. По договору остекление должно быть выполнено в течение месяца с даты заключения договора. Прошло 2 месяца. На сегодняшний день работы не выполнены, индивидуальный предприниматель ссылается на занятость мастера. Что мне делать?

Смотреть ответ

В соответствии со ст. 28 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» если исполнитель 
нарушил сроки выполнения работы (оказания услуги) - сроки начала и (или) окончания выполнения 
работы (оказания услуги) и (или) промежуточные сроки выполнения работы (оказания услуги) или 
во время выполнения работы (оказания услуги) стало очевидным, что она не будет выполнена в срок,
потребитель по своему выбору вправе:
*назначить исполнителю новый срок;
*поручить выполнение работы (оказание услуги) третьим лицам за разумную цену или выполнить ее 
своими силами и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;
*потребовать уменьшения цены за выполнение работы (оказание услуги);
*отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуг)

Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи 
с нарушением сроков выполнения работы (оказания услуги). А также требовать выплату неустойки
за нарушение сроков выполнения работ в размере 3 % цены выполнения работы за каждый день просрочки.

Первоначально Вам необходимо обратиться к исполнителю с претензией, в которой следует четко 
изложить факты и Ваши требования.
Грамотно составить претензию и дать полноценный юридический анализ всех фактов и документов Вам 
помогут юристы МСЮ еженедельно 
по вт и чт. с 12 до 18 по адресу: г. Владимир, ул. Офицерская, д. 9 а. 
Телефон горячей линии: 89209202515


9. Купила в магазине линолеум для ремонта напольного покрытия в одной из комнат и коридоре на метраж. Так получилось, что в коридоре решила сделать другое покрытие, а неизрасходованного линолеума осталось еще очень много.
Могу ли я вернуть излишки в магазин, если товарный чек у меня сохранился?

Смотреть ответ

Право потребителя на обмен и возврат товара надлежащего качества регламентировано ст. 25 Закона РФ от 07.02.1992 г. 
№ 2300-1 «О защите прав потребителей». 
Согласно указанной норме потребитель вправе обменять непродовольственный товар надлежащего качества 
на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар
не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. 
Потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества в течение
четырнадцати дней, не считая дня его покупки.
Обмен непродовольственного товара надлежащего качества проводится, если указанный товар не был 
в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, 
а также имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату указанного товара
документ. 
Отсутствие у потребителя товарного чека или кассового чека либо иного подтверждающего оплату товара
документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания.
При этом в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.01.1998 г. 
№ 55 утвержден перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату 
или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации.
Согласно п. 4 указанного Перечня не подлежат обмену и возврату строительные и отделочные материалы
(линолеум, пленка, ковровые покрытия и другие) и другие товары, отпускаемые на метраж. 
Поэтому в Вашем случае вернуть товар не удастся.

10. Приобрел в магазине бытовой техники дорогую электропечь.
В течение гарантийного срока она сломалась. Расторгать договор купли-продажи не хочу, т.к. долго искал именно этот товар. Сдал печь в ремонт. Могу ли я попросить товар на замену из подменного фонда на время пока печь будет в ремонте?

Смотреть ответ

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 г. № 55 
«Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, 
на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта 
или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества,
не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона,
расцветки или комплектации» не предоставляются из подменного фонда на период ремонта следующие товары:

1) автомобили, мотоциклы и другие виды мототехники, прицепы и номерные агрегаты к ним, 
кроме товаров, предназначенных для использования инвалидами, прогулочные суда и плавсредства.
2) мебель.
3) электробытовые приборы, используемые как предметы туалета и в медицинских целях 
(электробритвы, электрофены, электрощипцы для завивки волос, медицинские электрорефлекторы,
электрогрелки, электробинты, электропледы, электроодеяла).
4) электробытовые приборы, используемые для термической обработки продуктов и приготовления пищи
(бытовые печи СВЧ, электропечи, тостеры, электрокипятильники, электрочайники, электроподогреватели и
другие товары).
5) гражданское оружие, основные части гражданского и служебного огнестрельного оружия, патроны к нему.

11. Приобрел кнопочный сотовый телефон. В течение гарантийного срока товар сломался – дефект динамика (плохо слышно речь). В магазин обращался неоднократно, но каждый раз при проверке качества мне заявляли,что производственный брак отсутствует. Самостоятельно провел независимую экспертизу. Она показала, что в телефоне имеется скрытый производственный брак.
Могу ли я, расторгая договор купли-продажи, потребовать деньги за экспертизу?

Смотреть ответ

Ответ: В соответствии со ст. 13 Закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» 
за нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или
уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность, предусмотренную
законом или договором.
Если иное не установлено законом, убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полной
сумме сверх неустойки (пени), установленной законом или договором.
Согласно ч. 2 ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, 
произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение 
его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при 
обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Затраты потребителя на проведение экспертизы являются убытком и подлежат возмещению.

Так же Вы можете ознакомиться с вопросами наших участников семинаров и иных мероприятий: